История создания музея


Федотов А.Н.- руководитель музея

лицея им. В.В.Карпова

Зеленодольского
района

Республики Татарстан




Воспитание гражданина и патриота.

 

Из опыта работы краеведческого музея

 

Осиновской средней общеобразовательной школы

 

имени В.В. Карпова

 

 

 

         Государство заботится о том, чтобы школа давала учащимся прочные знания основ наук, учила применять  эти знания на практике, воспитывала школьников активными гражданами современной России. 

        Одним из важных средств выполнения задач, поставленных перед средней общеобразовательной школой, является краеведение. Под краеведением непосредственно в нашей школе понимается всестороннее изучение территории Осиновского муниципального образования. Причём объектами изучения являются социально-экономическое, политическое и культурное развитие села Осиново, нашей малой Родины. 

         Школьное краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью и практикой. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей, помогает заполнить духовный вакуум, который появился в нашем обществе с начала 90-х годов ХХ века. Значение исторического краеведения в процессе обучения велико и многообразно. Краеведение помогает приблизить школьное обучение к ВУЗовскому, к проблемному пониманию материала, к самостоятельной исследовательской работе. Вместе с тем, и это не менее важно, историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируется гражданственность, патриотизм, гордость за свою Родину. 

Наряду с образовательно-воспитательными задачами, школьное краеведение решает и задачи общественно-полезного характера, оно способствует развитию у учащихся навыков общественной работы. Школьное краеведение из методического приёма превратилось в нашей школе в общепедагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого школьного курса истории со знаниями и навыками, приобретёнными в результате исследования родного края. Это даёт возможность учителю преподавать историю на богатом конкретном материале, позволяет увязать общеисторические закономерности развития страны с особенностями развития родного края. 

Большое значение наше школьное краеведение имеет в приобщении учащихся к работе по охране исторических памятников, что немаловажно при наличии в наше время актов вандализма и надругательствами над памятниками. 

В нашей школе также учитывается и то, что воспитательная работа в историческом краеведении, только тогда будет эффективна, когда ученики чётко узнают: 

  -  что искать, т.е. ясно представлять, что такое памятники истории и культуры (архитектурные, этнографические, археологические прикладное искусство и т.д.) 

  -  как искать, т.е. знать, каковы основные методы научного поиска и исследования памятников истории, где искать те или иные памятники. Помимо этнографических и археологических памятников, на местах ещё встречаются ценные памятники прикладного искусства, письма и фотографии из уже далёкого прошлого, подлинные исторические документы и т.п. 

  - как фиксировать, первично описывать и собирать памятники истории и культуры. Исторические памятники гибнут и подвергаются повреждениям прежде всего потому, что на местах ещё мало учащихся, способных выявить и зафиксировать эти памятники. 

Именно этому в нашей школе уделяется большое внимание, что приносит хорошие результаты. Кроме того, наше школьное краеведение включает в себя: учебное (его содержание определяется учебной программой краеведческого кружка) и внеклассное (его содержание строится в соответствии в планом воспитательной работы школы). Эти два вида краеведения находятся в тесной связи и дополняют друг друга, они оба направлены на решении образовательно-воспитательных задач, стоящих перед нашей школой. 

         Есть две вида открытий. Первый – открытие нового, ещё неизвестного. Школьное краеведение стремится к таким открытиям, но редко их делает. Второй вид открытий – открытие известных истин, но неизвестных самому школьнику. Особенности краеведения в том, что ученик попадает в положение исследователя, а это воспитывает у него уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску и, в конечном счёте, способствует правильному выбору будущей специальности, т.е. профориентации, что является приоритетной задачей для современной школы. 

         Если обратится к истории краеведения в нашей школе, то памятной вехой в этой истории являются далёкие 60-ые годы ХХ века. Приближалось двадцатилетие Победы над фашистской Германией. Историк А.Д. Двинов, старшая пионервожатая А.Д. Архипова и учащиеся школы Галя Захватова и Рая Куянова собрали фамилии и фотографии погибших на фронте жителей села Осиново (их было 95 человек) и оформили в школе стенд «Они сражались за Родину». Затем эти данные были записаны на памятник погибшим воинам –односельчанам, который был открыт 9 мая 1965 года в честь двадцатилетия Победы над фашистской Германией.

        В 1973 году А.Д. Архипова, будучи классным руководителем 4 А класса, организовала краеведческую группу «Поиск». Перед этой группой стояла сложная задача увековечить память о лётчике-штурмовике Константине Матвеевиче Шуравине, повторившем 16 июля 1944 года в Прибалтике подвиг Николая Гастелло. Он направил свой горящий самолёт в скопление вражеской техники. Активно занимались в группе «Поиск» Таня Дунаева, Марина Бокеева, Андрей Лукоянов, Валера Тимин и многие другие. Был накоплен большой фактический материал  о подвиге героя, его однополчанах и родственниках. В результате пионерскому отряду 4А класса, а затем и пионерской дружине Осиновской средней школы было присвоено имя лётчика-штурмовика К.М. Шуравина. В школе был открыт уголок-музей, посвящённый подвигу лётчика. В 1986 году улица школьная была переименована в улицу К.М. Шуравина и, наконец, 9 мая 1987 года состоялось открытие мемориальной доски К.М. Шуравину на бывшем здании школы по улице, носящей его имя. Активное участие в ходатайстве по переименованию улицы, открытии мемориальной доски принимала средняя школа, её директор Э.В. Копвиллем и руководитель школьной группы «Поиск» А.Д. Архипова. В этом же 1987 году в административном центре села был открыт ещё один памятник- землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Группа «Поиск» продолжала свою работу. Ребята оформили материалы об осиновцах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, для республиканской «Книги памяти». Зеленодольский горком ВЛКСМ за хорошую поисковую работу наградил краеведческую группу «Поиск» Почётными грамотами в 1987 и 1988 гг. 

         В рекреации третьего этажа школы мы вместе с учениками И. Чурбановым, В. Антоновым, А. Гиниятуллиным, И. Мифтахутдиновым и другими оформил стенды «Учителя-фронтовики», «Воины-интернационалисты», «Наши выпускники – воины  Советской Армии и Военно-морского флота» и несколько других. 30 августа 1988 года состоялось открытие школьного «Музея боевой славы». В нём проводились встречи с участниками войны, воинами-афганцами, много экскурсий, уроков мужества. 

         Поисково-исследовательскую работу по сбору материалов по истории села Осиново продолжил в середине 90-х годов сын краеведа Архиповой Анастасии Дмитриевны Архипов Валерий Александрович. Результатом этой работы стало открытие историко-краеведческого музея в местном Дворцу культуры, где периодически проводятся выставки и экспозиции по истории села Осиново. В 2002 году им издана книга «Осиновские страницы». Эта книга имеется в школьной библиотеке и при необходимости учащиеся и учителя используют её в качестве сборника документов по истории села Осиново. 

         В 1995 году была построена новая средняя общеобразовательная школа, в старом же здании открылась татарская гимназия и весь накопленный краеведческий материал остался в ней, где к пятидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне прекратил своё существование музей боевой и трудовой славы, впрочем как и некоторые другие музеи района. 

         Совершенно другая картина наблюдалась в новой школе. На одном из первых совещаний учителей осенью 1995 года директор школы Копвиллем Эдуард Владимирович призвал учителей возобновить краеведческую работу, заняться поиском необходимых экспонатов, фотографий, документов, привлечь к этому учащихся школы. Запомнилась его фраза: «Жизнь подтверждает то, что нельзя вдохновить человека на подвиг, не преклонившись перед подвигом уже свершённым». Это стало своеобразным лозунгом краеведческого кружка, созданного учителем истории мной той же осенью 1995 года. Впрочем, начинали не на пустом месте в буквальном смысле слова. Ещё при строительстве новой школы, бульдозеры выравнивали площадку вокруг здания вместе с новыми пластами земли оставили на поверхности винтовочные гильзы английского и русского производства времён первой мировой войны, винтовочный затвор русской трёхлинейки образца 1891 года, четырёхгранный штык, снарядные гильзы, которые подобрали вездесущие мальчишки, а затем принесли в школу, они то и стали первыми экспонатами будущего краеведческого музея. Довольно быстро удалось установить от пожилых жителей села, что в августе 1918 года здесь проходили ожесточённые двухнедельные бои между Красной Армией и иностранными интервентами, в частности чешскими легионерами. Село Осиново несколько раз переходило из рук в руки. От артиллерийского огня сгорело более 60-ти домов. Затем части Красной Армии захватили Казань. Эти первые победы молодой Красной Армии над иностранными интервентами и белогвардейцами изменили ситуацию на Восточном фронте в пользу Красной Армии. Известно, какое значение придавали видные большевики во главе с Лениным этой победе.

          В  1996 году школе присвоено  имя Виктора Васильевича Карпова, бывшего директора совхоза «Майский», который очень много сделал, чтобы в селе появилась новая школа. В честь В.В.Карпова в вестибюле школы была открыта памятная мемориальная доска и оборудован стенд, где хранятся его ордена и медали, грамоты, документы, фотографии, именные подарки, книги, написанные им, личные вещи. 

            Период с 1995 по 2001 год можно назвать периодом становления школьного краеведческого музея. Накапливались подлинные документы, фотографии, экспонаты, которые хранились в стеклянных шкафах кабинета истории, оборудовались стенды с различной тематикой. Краеведы трудились не покладая рук. Хочется назвать наиболее активных из них. Ученики – Гарипова Яна, Перова Катя, Крихун Фёдор, Федотов Саша, Королёв Роман, Бакаусов Роман, учителя - Кустов Иван Георгиевич, Афанасьева Ирина Петровна, Савельева Светлана Юрьевна, Самарина Лилия Равильевна,  Латыпов Айдар Зуфарович, Грофенина Надежда Александровна, Матюнин Владислав Германович, Королёва Эльвира Наримановна, семья Рыбаковой Татьяны Юрьевны: её муж Александр, дочь Оксана, сын Роман и многие другие. И, наконец, 9 апреля 2001 года приказом директора школы Копвиллем Э.В. от 9/IV 2001 года в кабинете истории № 206 был открыт краеведческий музей, который содержал следующие разделы: «Моя Родина – Осиново», «Посёлок в прошлом и сегодня», «Наша школа», «Совхоз «Майский», «Птицефабрика «Казанская», «Совхоз «Юдинский», «Экспозиция Гражданской и Отечественных войн», «Отдел бонистики и нумизматики», «Ветераны ВОВ», «Наши выпускники – воины Советской армии и Военно-морского флота»,       «Экспонаты древнего прошлого , средних веков, XIX века» и т.д. Был образован музейный совет, лучшие краеведы стали экскурсоводами. 

           Новый этап в развитии школьного краеведческого музея тесно связан с именем Копвиллем Наили Нургаязовны, назначенной директором школы в 2000 году. При ней произошёл качественно новый сдвиг в развитии музейного дела. 

Школьный музей имеет ряд признаков. Основной признак любого музея, в том числе и школьного, - наличие фонда подлинных материалов. 

Второе – музей имеет необходимые помещения и оборудование, обеспечивающее хранение и показ собранных коллекций. 

Третье – запасник музея, где хранятся экспонаты, не входящие в состав экспозиций. 

Четвёртое, также обязательное условие функционирования школьного музея – постоянный актив учащихся, способных вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в коллекционировании, учёте и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов. 

             Только при наличии всех этих признаков можно говорить, что в школе имеется музей. Если с первым и четвёртым в нашей школе было очень даже хорошо, то о втором и третьем так не скажешь. Копвиллем Н.Н. выделила для музея отдельное помещение (лабораторию кабинета биологии), где весной 2003 года был оборудован краеведческий музей, который содержит следующие разделы: уголок древности, где собраны уникальные экспонаты: обломок рога оленя, зубы и обломок бивня мамонта, рог шерстистого носорога и др. Стенд изделий из кованного железа XIX века, раздел бонистики и нумизматики, уголки русской и татарской культуры. Музей оборудован необходимыми экспонатами, стендами, витринами, подсветкой, шторами, имеет своеобразное цветовое оформление. Активное участие в оформлении музея приняла семья Белозёровых: Татьяна Николаевна, её муж Леонид Петрович и сын Дмитрий. Создан совет музея, назначены экскурсоводы. 

        За 2006-2007 учебный год был оборудован второй зал музея в кабинете истории, который также оборудован необходимыми стендами, витринами, подсветкой. И в мае 2007 года состоялось его открытие. Все экспонаты и документы находятся под оргстеклом. Второй зал музея содержит следующие разделы: «Гражданская война», «Великая Отечественная война», «Воины – участники вооружённых конфликтов в Чечне, Таджикистане, Югославии», «Наша школа в прошлом и настоящем», «Село Осиново», «Совхоз «Майский», «Птицефабрика «Казанская», «ЗАО «Альтаир». Эти стенды оборудовали соответственно Федотов А.Н. и Крапивина Е.С., Росихина Г.Ш. и Егорова Е.Г., Никонова Л.Н. и Ширяева М.М., Королёва Э.Н. и Савельева С.Ю., Леонтьева И.Н. и Гаязова М.А., Яныкина М.А. Они же входят в состав совета музея. Кроме них в состав Совета музея входят директор школы Копвиллем Н.Н., Кустов И.Г., а также учащиеся нашей школы: Гордеева Катя, Хайруллина Регина, Алексеев Артур, Бочкарёва Таня, Латыпова Диляра. Образован актив музея из числа учителей и учащихся школы: Яныкина М.А., Грофенина Н.А., Никонова Л.Н., Егорова Е.Г., Ширяева М.М., Леонтьева И.Н., Грофенина Даша, Богданова Настя, Панков Артём, Платонова Катя, Сидорова Настя. Созданы две группы экскурсоводов. В первом зале: Грофенина Даша, Богданова Настя и Бочкарёва Таня, а во втором зале: 

 Платонова Катя, Сидорова Настя и Латыпова Диляра. 

         Приведена в порядок документация музея. На каждый экспонат заведена специальная карточка, все экспонаты занесены в книгу учёта, имеются дарственные расписки учащихся и их родителей о дарении документов, фотографий, предметов быта и т.д. 

       Летом 2007 года оборудован новый запасник музея, в нём созданы все условия для хранения документов, не поместившихся в двух залах музея. Созданы две группы экскурсоводов, Совет музея, актив музея. С глубокой любовью и увлечённостью собирают материалы для своего музея школьники и их наставники-учителя. В этот труд они вкладывают свою настойчивость, любовь, интерес, время. Для многих наших воспитанников работа в школьном музее становится школой творческого труда и поиска, общественной активности, гражданственности. За 11 лет истории создания школьного музея сотни школьников из постоянного актива музея научились вести систематическую и поисковую работу, участвовать в комплектовании и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов. Многие учащиеся, такие как Волков Слава, Салихов Рустем, закончив школу продолжают участвовать в комплектовании музея подлинными экспонатами, продолжают уже свою самостоятельную поисковую работу. 

       Практика в нашей школе показала, что добиться глубоких, осознанных конкретных знаний можно только путём соединения учебной классной и внеклассной работы по предмету. Как бы превосходно ни владел словом учитель, ему не всегда удаётся (даже с помощью наглядности) воссоздать картины прошлого. Временная удалённость изучаемых событий, совершенно другие условия жизни, конкретность мышления, особенно у учащихся младшего и среднего звена, приводят зачастую к осовремениванию быта и нравов, искажённому представлению о жизни общества в прошлом. Поэтому в нашей школе большое внимание уделяется экскурсии в музей. Экскурсии дают возможность учащимся увидеть подлинные памятники материальной культуры, документы, а через них прикоснуться к прошлому, они в значительной мере конкретизируют знания и помогают по-новому увидеть и осмыслить исторические явления. Также большое внимание в нашей школе уделяется тематическим часом, которые проходят в музее. Эти часы занимают особое место в формировании у учащихся рационального мировоззрения, воспитанию у них чувства патриотизма, любви к своей малой Родине. Ежегодно в музее школы проходят встречи выпускников, его посещают родители учащихся, для них была проведена презентация музея. Посещают музей и гости из разных уголков республики и страны. Гостями музея были участники международного конгресса татар, который состоялся в Казани в 200 году, депутаты Госсовета Республики Татарстан, профсоюзные деятели из городов Москва, Санкт-Петербург, Пермь и др., администрация г. Зеленодольска, руководители окрестных предприятий и многие другие.  

      У нас в школе имеется план перспективного развития школьного краеведческого музея. Идёт работа по созданию экспозиции о жизни и быте советских людей в 50-е  - 80-е годы, имеются и другие не менее интересные идеи. 

      В конце хочется поблагодарить наших шефов: совхоз «Майский», лично директора совхоза Ганиева Ильшата Газимовича, директора «Птицефабрики «Казанская» Хисматуллину Ришату Сахаповичу, председателя профкома совхоза «Майский» Васильеву Ирину Михайловну  за оказанную помощь в создании школьного краеведческого музея.  

 
Четверг, 21.11.2024, 09:47

Форма входа

Календарь новостей

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Поиск

Ссылки

Погода

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос

Оцените сайт нашей школы

Всего ответов: 116

Мини-чат

200